В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.
Ежегодно библиотеки выпускают различные виды печатной продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая их возрастные особенности. С каждым годом количество издаваемых изданий растет.
Издательская продукция способствует не только продвижению книги и чтения, воспитанию культуры чтения, но и создает положительный образ библиотеки у населения. Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.
Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии.
Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения буклеты, дайджесты, рекомендательные списки, библиографические указатели и т.д.
Чаще всего библиотеки используют в своей работе малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации.
Библиографический список - одна из малых форм рекомендательной библиографии, рассчитанная на пробуждение читательского интереса.
Это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объёма с простой структурой, понятной пользователю.
Библиографические списки бывают информационные и рекомендательные.
Библиографический информационный список включает сведения о произведениях, как правило, по конкретной теме или вопросу. В нём библиографические записи составляются из библиографического описания и (не всегда) справочной аннотации.
Библиографический информационный список, как и любое другое пособие, должен содержать:
• название,
• указание на форму пособия (рекомендательный список литературы),
• выходные данные,
• хронологические рамки предлагаемых документов,
• год издания.
Наиболее распространенными и простыми информационными библиографическими списками являются списки-закладки «С чего начать» и «Что читать дальше».
1) Список-закладка «С чего начать». Составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 –5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме. Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации. Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение. В аннотации желательно показать специфику каждой книги – по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам краеведения.
2) Список-закладка «Что читать дальше…». Позволяет читателю расширить, углубить знания об интересующих его вещах. Известно, что книга, которая произвела сильное впечатление, вызывает желание знать, как можно более подробно обо всем, что связано с ее героями, желание прочитать другие интересные произведения по этой же теме. Здесь может оказать помощь небольшой список, который оформляется как закладка в определенную книгу (роман, повесть, мемуары) на ту или иную тему.
Списки «Что читать дальше» не предусматривают соблюдения определенной последовательности в чтении произведений. Они предоставляют читателю возможность выбора (взять те книги, которые его больше интересуют). При оформлении закладки на лицевой стороне (или на обложке) приводят библиографическое описание заглавного произведения, могут дать здесь же краткую аннотацию. Но чаще всего для связи с другими произведениями служит текст, который помещается в основной части пособия. Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена. Выдается вместе с книгой. После чтения литературы по закладке, можно предложить читателю рекомендательный указатель по нужной ему теме.
Рекомендательный список – имеет более сложную структуру, его цель заинтересовать темой. Составляется рекомендательный список, как правило, по наиболее важным или актуальным темам. Объем рекомендательного списка обычно невелик: 15–20 названий книг, статей и электронных документов, вышедших и опубликованных преимущественно в течение последних трех-пяти лет.
Структура списков: вступление (предисловие), библиографические записи (БЗ).
Аннотации должны быть четкими, краткими, продуманными.
Произведения группируются по разделам, причем вначале обязательно помещают общий раздел, где рекомендуются книги и статьи по теме в целом, а затем 2 -3 частных раздела. Внутри разделов сначала приводятся библиографические описания наиболее ценных, интересных и доступных материалов. Структура списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений. К каждому разделу даются небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела. Начиная с 2024 года, список литературы должен быть оформлен в алфавитном порядке по фамилии первого автора или, если автор не указан, по первому слову в названии источника. Каждый источник должен начинаться с новой строки с выравниванием по левому краю.
При этом следует использовать шрифт Times New Roman размером 14 пт. Этот шрифт является стандартным и обеспечивает хорошую читаемость текста.
Примеры библиографического описания
Библиографическое описание книг:
Автор. Основное название [Текст]: Другое название или сведения, относящиеся к названию / Автор (ы); Сведения о редакторе. – номер издания. − Место издания : Издательство, год издания. − Количество страниц.
Примеры:
1 автор. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика : учебное пособие / Т. М.Бабунова. – Москва : Сфера, 2007. – 204 с.
2 автора. Аносова Т. Г. Технологии комфорта : учебное пособие / Т. Г. Аносова, Ж. К. Танчев. – Екатеринбург : УрФУ, 2016. – 72 с.
3 автора. Варламова Л. Н. Управление документацией : англорусский аннотированный словарь стандартизированной терминологии / Л. Н. Варламова, Л. С. Баюн, К. А. Бастрикова. – Москва : Спутник, 2017. – 398 с.
4 автора. Диагностика деформаций обмоток силовых трансформаторов : методические указания / С. В. Дорожко, Е. А. Вахтина, Ш. Ж. Габриелян, Л. Ф. Маслова ; Ставропольский государственный аграрный университет. – Ставрополь : АГРУС, 2018. – 52 с. 10
5 авторов и более. Банковские риски : учебник для вузов / Л. Н. Красавина, И. В. Ларионова, М. А. Поморина [и др.] ; под редакцией О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : КноРус, 2015. – 292 с.
Библиографическое описание статей:
Фамилия автора статьи И. О. Название статьи / И. О. Фамилия автора статьи // Название журнала. − год издания журнала. − номер. − объём статьи.
Пример:
Матвеев М. Ю. Российские общедоступные библиотеки за 100 лет: достижения и противоречия / Михаил Юрьевич Матвеев. – Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2017. – № 19. – С. 28–33.
Библиографическое описание статьи из книги:
Фамилия И. О. Название статьи / И. О. Фамилия автора // Название сборника : сведения, относящиеся к заглавию. – Место издания, год издания. – Страницы статьи от начала до конца.
Пример:
Ямнольская Т. Русская семья: домашний уклад и быт / Т. Ямпольская // История русской культуры. – Москва : Эксмо, 2007. – 832 с.: ил. 9
Дополнительная литература
Примеры:
1. Экскурсия по памятным местам города Алчевска. – Текст. Изображение : электронные // ФГБОУ ВО «Донбасский государственный технический университет» : [сайт]. – Факультет ММП, Великая Победа, Патриотическое воспитание. – URL: https://www.dstu.education/news.php?id=1771 (дата обращения: 25.02.2024).
2. Памятники Алчевска : [раздел сайта]. – Текст. Изображение : электронные // МБУ «Центральная библиотека города Алчевска» : [официальный сайт]. – URL : https://acb.alchevsk.su/памятники-алчевска/ (дата обращения: 08.05.2024).
3. Для детей и не только... : [раздел сайта] : [0+] / ответственный: И. В. Баркова. – [2016]. – Текст. Изображение : электронные // МБУ «МИБС г. Новокузнецка» : официальный сайт. – URL: https://libnvkz.ru/chitatelyam/dlia_detei_i_ne_tolko (дата обращения: 20.04.2024).
4. Путеводитель по граффити-портретам знаменитостей : [раздел сайта] / ответственный: Е. Э. Протопопова. – 2019. – Текст. Изображение : электронные // 400 знаменитых новокузнечан : [электронная энциклопедия]. – URL: https://s.libnvkz.ru/jn (дата обращения: 22.04.2024). – Дата обновления: 22.04.2024.
При написании Библиографического списка необходимо обратить внимание на следующие моменты:
• Список обязательно должен быть пронумерован; непосредственно после порядкового номера точка не ставится, а после каждого описания – обязательно.
• Названия городов в источниках пишутся только полностью.
• В библиографическом описании используем длинное тире (удерживая клавишу Ctrl, нажимаем «тире»).
• В библиографическом описании отдельной статьи обязательно указываем страницы, на которых она напечатана (длинное тире и отсутствие пробелов; например: С. 52–57).
• Публикацию из Интернета оформляем так же, как и печатный источник – с обязательным упоминанием автора, заглавия публикации и выходных данных в виде названия сайта. Только после этого идет непосредственная ссылка на URL. В конце описания обязательно в скобках указывается дата обращения к ресурсу.
• В тексте ссылки на источники указываются в квадратных скобках и единообразные: либо все ссылки с указанием страниц, либо все – без них (например: [4]; [4, с. 38] [4; 7], в последнем «4» и «7» - это разные источники).
• При использовании подстрочных ссылок обязательно дублируем их полное описание в библиографическом списке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.