БиблиоБлоГнот

.

МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА НАШЕМ БЛОГЕ!

четверг, 24 апреля 2025 г.

Библиографическая работа в библиотеке

Библиографическая работа — это совокупность процессов и операций по подготовке и использованию разнообразных библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями / пользователями.

Основные задачи библиографической работы:

- содействие полному и многоаспектному раскрытию для пользователей;
информационных ресурсов, находящихся как в библиотеке, так и за её пределами;
- обеспечение пользователям свободного доступа ко всем информационным ресурсам;
- содействие учебной, профессионально-производственной, самообразовательной деятельности пользователей.

Библиографическая работа в библиотеке включает в себя два направления: библиографирование и библиографическое обслуживание.

Библиографирование – это процесс создания, подготовки любой библиографической информации (составление библиографического списка, библиографического указателя, подготовка библиографического обзора, ведение справочно-библиографического аппарата).

Библиографирование включает в себя 5 этапов:
1. Библиографическое выявление и библиографический поиск.
2. Библиографический отбор – отбор документов по заранее заданным признакам: целевое и читательское назначение будущего пособия, хронологические рамки, вид документов.
3. Библиографическая характеристика или библиографическая обработка состоит из библиографической записи на каждый отобранный документ. Библиографическая характеристика обязательно включает в себя библиографическое описание, может включать аннотирование, реферирование, подробный обзор.
4. Библиографическая группировка (формальные и содержательные способы). Формальные способы : алфавитная, хронологическая, обратно хронологическая (систематическая картотека статей); топографическая (географическая) – группировка по месту издания.

Содержательные способы библиографической группировки: тематическая, систематическая группировка (расположение библиографических записей по определенной схеме классификации, н-р, «Книжная летопись»), предметная группировка.

5. Библиографическая систематизация – присвоение документу классификационного индекса.

Библиографическое обслуживание

Библиографическое обслуживание – это обеспечение потребителей библиографической информацией (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», п.3.2.2.3).

Библиографическое обслуживание включает в себя:
- ведение справочно-библиографического аппарата (СБА);
- справочно-библиографическое обслуживание (СБО);
- библиографическое информирование (БИ);
- формирование информационной культуры личности (ФИК).

Для успешного ведения библиографического обслуживания в библиотеках создаётся информационная база – справочно-библиографический аппарат (СБА).

Справочно-библиографический аппарат (СБА) – это совокупность традиционных и электронных справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов, используемых при обслуживании читателей. Иными словами, СБА– это результат процесса библиографирования и средство для обслуживания пользователей.

Основные элементы СБА:
- справочно-библиографический фонд (СБФ);
- система каталогов и картотек;
- фонд неопубликованных библиографических пособий (ФНБП).

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) – это «библиографическое обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации, связанное с предоставлением справок и других библиографических услуг» (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», п.3.2.2.3).

Основной формой справочно-библиографического обслуживания в структурных подразделениях библиотеки является выполнение библиографических запросов в режиме «запрос-ответ» и консультаций.

Библиографический запрос – «информационный запрос на библиографическую информацию» (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», п.3.2.2.3).

Основными результатами СБО являются справки и консультации, соответствующие разовым запросам пользователей.
Справки делятся на фактографические и библиографические.

Фактографическая справка – ответ на запрос, содержащий фактические сведения.

Библиографическая справка – ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию. Делятся на:

- тематические библиографические справки – ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию (перечень первичных документов) по определенной теме;

- уточняющие библиографические справки – ответ на разовый запрос об отсутствующих или искаженных в запросе элементах библиографического описания;

- адресные библиографические справки – ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и/или местонахождении документа.

Виды консультаций:
- библиографическая консультация;
- ориентирующая консультация и справка по библиотеке (о режиме, порядке и условиях библиотечно-информационного обслуживания, о направлениях деятельности и функциях структурных подразделений библиотеки, о проводимых мероприятиях), её услугам и ресурсам;

- вспомогательно-техническая консультация (по использованию оборудования и аппаратно-программных средств для осуществления электронного заказа, просмотра электронных документов, сохранения и переноса информации на другие носители и т.д.);

- факультативная консультация, выполненная на легитимном основании в помещении библиотеки отдельными специалистами (юрист, педагог, психолог и др.), если их проведение предусмотрено уставными документами библиотеки.

Учет СБО осуществляется по ГОСТу 7.0.20-2014 «Библиотечная статистика. Показатели и единицы исчисления».

Единицей исчисления СБО является: справка, консультация, переадресование.

Подсчёт справок осуществляется по следующим параметрам:

- количество справок, выданных пользователям при непосредственном посещении библиотеки;
- количество справок, выданных удаленным пользователям в целом и дифференцированно по используемым библиотекой каналам коммуникации (телефону, почте, системе виртуального справочно-библиографического обслуживания, электронной почте, на аккаунты пользователей в социальных сетях).

Библиографическое информирование – систематическое обеспечение библиографической информацией абонента в соответствии с долговременно действующими запросами или без запросов.

В процессе БИ решаются следующие задачи:

1. Удовлетворение реальных постоянных запросов, которые могут быть связаны с профессиональной, учебной, самообразовательной, досуговой деятельностью пользователей.

2. Формирование стимулирования информационных потребностей.

По охвату потребителей различают:

1. Массовое информирование – информирование широкого круга потребителей информации по социально значимым темам.

Формы распространения БИ:
- День информации;
- выставки новых поступлений, в том числе виртуальные;
- библиографические обзоры;
- бюллетени новых поступлений;
- БД новых поступлений.

Картотека новых поступлений является составной частью СБА библиотеки. Находится на абонементе, отражает вновь поступившие книги за 3 месяца (сейчас за 2-3 года). Имеет структуру по основным делениям ББК, внутри в алфавите авторов и заглавий. По истечению срока карточки расставляются в систематический каталог. Цель картотеки новых поступлений – не дать новым книгам раствориться в фонде.

2. Дифференцированное информирование подразделяется на  групповое и индивидуальное информирование.

- Групповое (коллективное) информирование представляет собой регулярное или эпизодическое доведение библиографической информации до группы потребителей, имеющих общие или сходные информационные потребности. Группа может быть формально организованной (коллективный абонемент) или неформальной (постоянные или временные общественные и профессиональные малые объединения). Коллективные абоненты обеспечиваются, как правило, текущим информированием. Неформальные группы организуются преимущественно во время регулярных или эпизодических массовых мероприятий.

- Индивидуальное информирование – информирование абонента в соответствии с его индивидуальными информационными потребностями. Главные требования к ИБИ: регулярность, систематичность, анализ эффективности.

Количество и состав абонентов ИБИ зависит от типа библиотеки, экономического профиля района, количества работников библиотеки и других факторов.

Заявленные абонентами темы фиксируются в бланке (или карточке) абонента группового информирования. Именно там указывается название темы. Работа по текущему библиографическому информированию начинается с регулярного просмотра вновь поступивших документов по интересующим темам.
Регистрационная картотека абонента индивидуального информирования (лицевая сторона) 

ФИО

 

Место работы

 

Должность

 

Телефон

 

Электронная почта

 

Темы информирования

 

Формы информирования

 

Периодичность информир

 

Способы оповещения

 












(оборотная сторона)

п/п

Дата

информирования

Число оповещений

№ п/п


Дата информирования

Число оповещений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Формирование информационной культуры пользователей

Информационная культураэто совокупность знаний, умений и навыков, позволяющая человеку осуществлять свою индивидуальную, информационную деятельность, как в профессиональных, так и в самообразовательных целях.
Формы работы по формированию информационной культуры: библиотечные уроки, экскурсии по библиотеке, Дни библиографии, Недели открытых дверей.

Малые формы библиографических пособий
Малыми формами рекомендательных пособий обычно принято считать рекомендательные списки литературы, в том числе краткие списки типа «С чего начать» и «Что читать дальше», персональные памятки, индивидуальные планы чтения, библиографические закладки и т. д.
Главное требование к их составлению - учет интересов и уровня подготовки читателей, соответствие целям самообразовательного (профессионального, учебного) чтения, актуальность тематики, связь с родным краем.

Рекомендательный список − список, обеспечивающий читателей библиографической информацией по рекомендованной литературе с учетом их дифференцированных потребностей в сфере образования, воспитания, формирования личности и др.

Памятка − малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или общественно-значимом событии.
Библиографическая закладка − одна из малых форм рекомендательной библиографии. Помогает читателю сделать первые шаги к расширению кругозора, повышению культуры чтения. Закладка близка к плану чтения, но в отличие от него отталкивается не от темы, а от конкретной книги.
Библиографический список − пособие с простой структурой. Для него отбираются книги и статьи по теме (15—20 названий), изданные, как правило, в течение трех-пяти последних лет. Книги можно группировать по разделам, а к разделам - небольшие вводные тексты. К рекомендательному списку желательно дать краткое предисловие.

Для маленьких читателей самое приемлемое - это пособия-игрушки. Небольшие по форме, яркие, красочные, они привлекают внимание детей. В этих пособиях кроме информации о книгах можно давать разные практические задания: отгадать загадки, ответить на вопросы викторины, можно также напечатать кроссворд и т. д.

Таким образом, библиографическая деятельность универсальных библиотек является важным фактором обеспечения доступа к информации для широкого круга пользователей.

Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде

Современный этап осмысления СБО обусловлен процессами, происходящими в библиографической практике в связи с использованием информационных технологий. Это относится как к созданию, так и использованию библиографической информации. В настоящее время СБО уже не ограничивается только выполнением пользовательских запросов в режиме «запрос-ответ» на основе использования сформированных фондов справочно-библиографических пособий, системы каталогов и картотек, фондов выполненных справок. Традиционные функции библиографов трансформируются. Само понятие «библиограф» в СБО меняет свое содержание и расширяется до понятия «специалист по информационному доступу». При этом под «информационным доступом» понимается совокупность средств предоставления пользователям всех видов информации независимо от формы и места хранения, а также степени свертывания информации.

Внедрение в практику справочно-библиографического обслуживания новых форм с использованием средств современной коммуникации позволяет резко увеличить число читателей библиотеки за счет группы удаленных пользователей, реализующих таким образом свое право на получение информации наряду с локальными (непосредственно посещающими библиотечные учреждения) пользователями.

В настоящее время система обслуживания удаленных пользователей библиотек может включать в себя следующие элементы:
- информирование о библиотеке, ее услугах через сайт, информацию об услугах, виртуальные выставки и т. д.;
- доступ к электронному каталогу, как основному библиографическому ресурсу;
- обеспечение доступа удаленных пользователей к электронным ресурсам собственной генерации библиотеки (локальные библиографические БД, библиографические указатели и списки, фактографические данные);
- доступ к полным текстам документов, составляющих электронные коллекции библиотеки;
- электронная доставка документов (ЭДД);
- СБО удаленных пользователей;
- перенаправление запроса в другие виртуальные справочные службы (переадресование запроса), также являющееся формой виртуального обслуживания, поскольку обозначает предоставление информации о тех службах, которые могут выполнить поступивший запрос более оперативно и качественно.

Активно развивается виртуальная справочная служба для удаленных пользователей, позволяющая оперативно, полно и качественно удовлетворять их запросы, а также имеющая большие перспективы, связанные с развитием современных технологий и распространением доступа пользователей к интернету.

ВСС – виртуальная (онлайновая) справочная служба, функционирующая с помощью электронных технологий и выполняющая библиографические и фактографические запросы по всем отраслям знаний для удаленных пользователей.

Виртуальные справочные службы становятся неотъемлемым элементом сайтов многих библиотек, как национальных, академических, научных, областных (краевых), так и городских, и муниципальных. На библиотечных сайтах появились рубрики «Спроси библиографа», «Виртуальная справка», «Библиограф онлайн», «Библиограф спешит на помощь», «Скорая библиографическая помощь», «Задайте вопрос библиотекарю», «Спрашивали? – Отвечаем!», «Интернет-справка», «Вопросы и ответы» и другие. Несомненные преимущества справочно-библиографической услуги, предоставляемой через интернет. – не требуется личного посещения библиотеки или информационного центра, а также возможность задать вопрос в любое удобное для пользователя время.

Налаженная, качественная работа виртуальной справочной службы повышает авторитет библиотечных специалистов в обществе, формирует новый имидж библиографа, поднимает рейтинг библиотеки и посещаемость ее сайта, способствует более полному раскрытию информационных ресурсов библиотеки. Благодаря работе ВСС достигается значительная экономия времени для пользователей, а библиотеки повышают свою популярность и роль в обществе как справочно-информационных центров.

Виртуальная справка
ГОСТ Р 7.0.20–2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления» дает следующее определение термину «Виртуальная справка»:
«Виртуальная справка – ответ на запрос пользователя, поступивший на библиотечный или корпоративный сайт, реализующий виртуальное справочно-библиографическое обслуживание».

Виды виртуальных информационных запросов потребителей информации соответствуют видам, общей классификации информационных запросов, характерных для традиционного справочно-библиографического обслуживания: библиографические (тематические, адресные, уточняющие) и фактографические.
Также в справочно-библиографическом обслуживании пользователей библиографы используют такой вид библиографической услуги, как виртуальная консультация, предоставленная пользователю в виде текстовой информации.

Консультация – ответ на запрос пользователя, содержащий не конкретные запрашиваемые данные, а указывающий путь к их самостоятельному получению (ГОСТ Р 7.0.20–2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления»). Этим же ГОСТом определены 3 вида консультаций: библиографическая консультация, ориентирующая консультация и справка по библиотеке, вспомогательно-техническая консультация.
Для библиотеки виртуальное СБО также является дополнительной возможностью продвижения информации о собственных ресурсах, продуктах и услугах.

На современном этапе СБО, как самостоятельное направление деятельности библиотек, не теряет своей значимости, а, напротив, органично встроившись в электронную среду, развивается в направлении дальнейшего обеспечения доступности всех видов информации, способствует удовлетворению информационных запросов пользователей библиотеки в режиме 24/7.

Список использованной литературы
1. Диомидова Г.Н. Библиографоведение : учебник для средних профессиональных учебных заведений / Г.Н. Диомидова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2002. – 288 с. – (Библиотека).
2. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление : учебник / Д.Я. Коготков. – Санкт-Петербург: Профессия, 2004. – 304 с. - (Библиотека).
3. Леонов В. П. Библиографическая трансформация знания /В.П. Леонов // Библиография. – 2005. – № 1. – С. 68–77.
4. Моргенштерн И. Г. Электронная библиография : сущность и проблемы развития / И. Г. Моргенштерн // Библиография. – 2003. – № 5. – С. 13–22.
3. Справочник библиографа / науч. ред. Г.Ф. Гордукалова, Г.В. Михеева. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.