Соцсети – одна из самых массовых и влиятельных онлайн-платформ, и библиотека как общественное учреждение не может игнорировать тот факт, что практически вся ее читательская аудитория там присутствует.
Социальные сети дают достаточно большие возможности библиотечного информирования и вовлечения новых читателей, привлекают внимание к книге и чтению, повышают роль библиотеки, её узнаваемость.
Библиографическое информирование – это систематическое обеспечение библиографической информацией абонента в соответствии с его долговременно действующим запросом. В настоящее время этот термин закреплен в межгосударственном ГОСТ 7.0-99 п. 3.2.2.7.
В библиотеках организуют массовое, групповое и индивидуальное библиографическое информирование.
Групповое и индивидуальное библиографические информирование носят дифференцированный характер.
Сущность дифференцированного обслуживания сводится к тому, чтобы абоненты (пользователи с общими интересам) систематически получали
сведения о новых документальных источниках информации, необходимых для их профессиональной, общественной, самообразовательной деятельности.
Индивидуальное и групповое информирование пользователей библиотек сегодня также становится более оперативным, т.к. списки литературы высылаются абонентам по электронной почте.
Абоненты ИРИ (избирательное распространение информации) – это как индивидуальные пользователи, читатели библиотеки, так и коллективные – специалисты предприятий и/или организаций.
Групповое обслуживание представляет собой регулярное или эпизодическое доведение библиографической информации до группы потребителей, объединенных сходством информационных потребностей. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или неформальный (постоянные или временные объединения). Ведущее место в библиографическом информировании занимает регулярное (текущее) оповещение абонентов о вновь вышедшей литературе.
Эпизодическое библиографическое информирование осуществляется в форме устных обзоров и других сообщений в средствах массовой и специальной информации, в различных аудиториях, и нередко является составной частью массовых и групповых мероприятий библиотеки. Зачастую библиографическая информация на выставках или открытых просмотрах заменяет временно отсутствующий документ. В этом случае библиографическая запись содержит адресную информацию о местонахождении документа.
Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.
Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.
Количество информации – сколько раз был проинформирован абонент. Форма информирования может быть различной – извещение, информационный список, бюллетень новых поступлений в библиотеку, открытые просмотры, книжные выставки, обзор, устное сообщение и т.д.
– Просмотрено – сколько книг (статей) включено в информацию.
– Взято – сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра должна подтверждаться записями в читательском формуляре.
Как правильно учитывать работу по информированию?
Например:
«Бюллетень новых поступлений» – в него включено 50 названий, из них 10 книг – в разделе «Государство и право», но только 3 из них соответствуют теме информирования «Законодательство по социальной защите». Абонент ознакомился с «Бюллетенем» и попросил новый учебник по правоведению. Запись в карточке должна быть такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 3; взято – 1.
«Информационный список» – за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет – 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.
На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно (с подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.
Что касается онлайнового доступа к внешним базам данных, то хотелось бы обратить внимание на то, что интернет можно условно разделить на «поверхностный веб» и «глубокий веб» или «глубокую паутину».
В поверхностном интернете активно работают поисковые машины, но многие лучшие цифровые ресурсы не могут быть получены через них, т.к. они не числятся среди тех источников, которые индексируют поисковые машины.
«Глубокая паутина» – это коллекция цифровых богатств, за использование которых нужно либо платить деньги, либо просто знать, что они есть.
Поэтому в настоящее время библиограф как информационный специалист должен владеть не только методами традиционного поиска в интернете, но и ориентироваться в подписных, платных и других базах данных, до которых не добраться обычными способами.
Не забывайте делать закладки в браузере нужных эл. ресурсов, для того чтобы каждый раз не осуществлять поиск.
Справочно-правовые системы «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС» и «ГАРАНТ»
Более доступны для пользователей библиотек стали правовые ресурсы, благодаря тому, что основные справочно-правовые системы («КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс») предоставляют свои ресурсы библиотекам бесплатно и оперативно (раз в неделю) их обновляют. Если же библиотека осталась без справочно-правовых систем, то выручит интернет, в котором все они присутствуют.
Для библиографов новые информационные технологии, и в особенности интернет, неоценимые помощники. Поскольку Сеть представляет из себя огромный энциклопедический справочник, в ней можно найти массу информации и выполнить практически все виды библиографических справок: фактографические, тематические, уточняющие.
Одним из направлений деятельности современной библиотеки является правовое просвещение населения. Налоги, льготы, социальная защита, вопросы правового регулирования – вот вопросы, которые интересуют сегодня всех.
Портал государственных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/) – это портал государственных и муниципальных услуг, через который в ближайшем будущем можно будет получить любую госуслугу или подать заявление, не выходя из дома.
Сегодня любая библиотека, имеющая доступ к сети интернет, обладает мощным информационным ресурсом, позволяющим вести полноценную работу по обеспечению доступа граждан и к правовой информации, правовым ресурсам и услугам «электронного государства» – любой другой информации, условно называемой социально-значимой.
Интернет предоставляет пользователям огромные возможности для решения многих жизненно важных проблем, вопросов профессиональной деятельности и трудоустройства, повышения квалификации и организации досуга. Задача библиотеки – показать возможности сети, познакомить со всем многообразием полезных ресурсов интернета, научить граждан самостоятельно пользоваться электронными сервисами.
Обучать работе с правовыми ресурсами интернета, тематическими сайтами по вопросам защиты прав потребителей, пенсионных и трудовых прав, сайтами местных администраций, федеральных и республиканских министерств, Президента и Правительства РФ.
Библиотека может стать базой, где люди будут получать отдельные государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Многие граждане еще не совсем понимают, что это такое, зачем, с какой целью это нововведение, в чем его преимущество. Библиотека может проводить Дни информации – где будет разъяснять, как работает этот портал, какие услуги может получить гражданин. В библиотеках страны становиться популярным проведение масштабных акций с одновременным привлечением специалистов государственных, муниципальных, коммерческих и общественных компаний для одновременного информирования жителей муниципалитета со всем объемом новых актуальных услуг и сервисов для горожан.
Библиотека может проводить мероприятия по разъяснению, особенно для представителей старшего поколения, для большинства из которых, все технологические новшества, направленные на повышение социально-бытового комфорта, представляют серьезные трудности и часто становятся непреодолимым барьером. Именно поэтому многие библиотеки берут на себя добровольно дополнительную функцию по повышению компьютерной грамотности представителей старшего поколения.
Список литературы
1. Современные форматы информационного обслуживания в библиотеке // Библиотеки находки [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
2. Федотова, Н.М. Виртуальная выставка как средство реализации культурной функции библиотеки / Н.М. Федотова // Litera. – 2021. – № 6. – С. 55 - 63.
3. Холявина, О.А. Взаимодействие с читателями посредством социальной сети «ВКонтакте»: опыт библиотек Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / О.А. Холявина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conf.nsc.ru/files/conferences/LIS-2016/fulltext/335455/341098/Холявина.pdf
4. Чернова, Т.Н. Социальные сети как инструмент продвижения чтения: анализ деятельности муниципальных библиотек Брянской области / Т.Н. Чернова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://libryansk.ru/files/project/chtenie_i_vremya_2018/text/bonub.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.